Вместо туалетной бумаги различные народы использовали наиболее удобные подручные средства. Люди, проживающие в прибрежных районах, очень часто использовали для своих нужд раковины мидий. Жители Гавайских островов пользовались скорлупой от кокосовых орехов. Викинги пользовались пучками шерсти, античные греки камнями и кусками глины, а вот в общественных туалетах Древнего Рима уже имелись привязанные к специальным палкам губки, которые хранились в кувшинах с солёной водой…. В Индии и арабских странах и сегодня наибольшей популярностью пользуется рука. Некоторые историки считают, что именно отсюда возник обычай пожимать именно правую руку.  Левая была традиционно грязной! Исламские правила предписывают вытираться камнями или комьями земли, мыться водой и потом вытереться куском ткани. Благочестивые мужчины даже носят куски земли в своих тюрбанах и небольшие емкости с водой именно для этих целей.

История изобретения туалетной бумаги уходит во II век нашей эры. Её впервые произвели в Китае из шёлка-сырца. Однако первые упоминания о туалетной бумаге датированы 589 годом н. э., когда китайский ученый Янь Чжитуй писал: «Я бы предостерег от использования в туалетных целях бумаги с цитатами из Пятикнижия (У-Цзин) или с именами мудрецов». В IX веке один арабский путешественник, посетивший Китай, был шокирован: «Китайцы совершенно не заботятся о чистоплотности, – писал он, — они не пользуются водой, а только вытираются бумагой».
В конце XIV века китайские императоры с этой же целью стали применять куски бумаги. Объёмы производства туалетной бумаги в Китае стали промышленными. Одна из записей 1393 года гласила, что для нужд императорского двора было произведено 720 000 листов туалетной бумаги (формата примерно 50×90 см). Лично для императора Хунъу и его семьи были изготовлены 15 000 листов особо мягкой, ароматизированной благовониями туалетной бумаги.

В это же время в средневековой Европе в ходу всё ещё были сено, солома, трава и старое тряпьё. Первые поселенцы в Америке пользовались початками кукурузы. А вот в книге Франсуа Рабле великан Гаргантюа подтирался молодым пушистым гусёнком. В поздние средние века французы придумали биде, которые использовали представители обоих полов.

Позже европейцы и американцы перешли на старые газеты и журналы. Можно сказать, что Гуттенберг изобрел печатный пресс и косвенно туалетную бумагу. Лорд Честерфилд (1694-1773) в одном из писем к своему сыну написал, что следует всегда носить с собой дешевенький томик стихов, чтобы было что почитать пока сидишь на горшке, а потом найти хорошее применение прочитанному. Это не цитата, а байка. Такое отношение к поэзии привело к возникновению в Англии крупной проблемы — вся страна была захламлена использованной бумагой — ведь тогда еще не было современных канализационных систем.

Каждый экземпляр американской газеты Old Farmer’s Almanac был специально продырявлен — чтобы после прочтения повесить его в уборной и использовать по назначению. Как практично! Только вот читать её было не слишком удобно.

В России производство туалетной бумаги зародилось при царе Алексее Михайловиче. Однако свое санитарное применение она нашла всего 200 лет назад в период бурного развития бумажной промышленности.

Промышленное производство бумаги, предназначенной исключительно для использования в качестве туалетной, в США было начато в 1857 году Иосифом Гайетти. Имя Гайетти было напечатано на каждом листике. Однако способ производства был дорог и не удобен, требовался более дешёвый способ и он был открыт в Америке в 1889 году, Фирма Scott сразу же наладила промышленный выпуск туалетной бумаги в рулонах. Тем самым в Америке окончательно была найдена замена газете.

В Англии, первую туалетную бумагу произвели в 1880 году. Она продавалась не в рулонах, а в квадратных коробках. Эта бумага была очень грубой — именно такую британцы предпочитают и сейчас. Кстати, раньше люди стыдились туалетной бумаги. Англичанин У. Олкок, впервые свернувший ее в рулоны, называл их «Бумажные бигуди». Но выпустив несколько пробных партий в 1894 году, производство свернули, решив, что «непристойный» товар никогда не будет пользоваться спросом у чопорных англичан.

Непосредственно после Первой мировой войны в Европе не было ни средств, ни мотивации для производства подобного гигиенического новшества. Однако в 1928 году, несмотря на всемирный экономический кризис, бывший немецкий банкир Ханс Кленк открыл фабрику по производству туалетной бумаги в швабском городе Людвигсбург. Для названия фирмы Ханс Кленк использовал первые буквы своего имени и фамилии: Hakle. Он впервые в Европе свернул в рулон длинные полосы бумаги – ровно 1000 листков, отделённых друг от друга перфорацией. Его новинка тоже не сразу пришлась по вкусу покупателям. Но бизнесмен понял, в чем дело – люди стеснялись покупать этот товар. Тогда, предприниматель придумал новую рекламу: «Требуйте рулоны Ханса Кленка и вам не придется произносить слова «туалетная бумага». После этого фирма начала процветать.И это в то время, когда англичане стыдливо называли туалетную бумагу «бумажными бигуди».

В 1944 году американское правительство представило к награде за патриотизм компанию Kimberly-Clark, которая отличилась поставками туалетной бумаги для солдат, сражавшихся на фронтах второй мировой.

Газеты в качестве туалетной бумаги ещё долго применялись в Советском Союзе и доже в постсоветской России при дефиците бумаги в рулонах. Пользователь куска газеты обычно читал его содержание, прежде чем применить.

«Моня восхищался размахом пятилеток. Распевал: «Наш паровоз, вперед лети!..» При этом был явно невоспитанным человеком. Из уборной орал на всю квартиру:
— Папир! Папир!
И бабка совала ему в щель газету.»

Туалетная бумага пригодилась и в военном деле, в 1991 году солдаты американской армии использовали бумагу для маскировки танков при операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе

На сегодняшний день туалетная бумага стала незаменимым предметом нашего быта. Ее выпускают различных цветов и даже запахов. Есть даже креативная туалетная бумага с нанесёнными на неё изображениями, от изображений денежных знаков различных стран мира до целых томов книг. Одно издательство несколько лет назад решило «украсить» туалетную бумагу портретами известных политиков: президента США Джорджа Буша, президента России Владимира Путина, белорусского лидера Александра Лукашенко и бывшего британского премьер-министра Тони Блэр…., но это уже другая история.

В большинстве европейских стран лучше всего продается белая туалетная бумага, наши соотечественники так же приобретают бумагу в основном белого цвета. Кстати в этом нас поддерживают химики – именно белая бумаге не содержит вредных для здоровья красителей. А вот во Франции — почему-то розовая. Одна португальская фирма вообще выпускает туалетную бумагу черного цвета – как тут разглядеть качество процесса?

Представьте себе, что вы едете по автомагистрали шириной метров шесть со скоростью в 110 км/ч. Вот именно так и производится бумага — 1800 м в минуту, 24 часа в день, 365 дней в году.
Несмотря на все достижения в данной области (существует ароматизированная, сверхмягкая и даже увлажненная алое вера бумага) туалетной бумагой пользуется менее 30% населения земного шара.

Обзор подготовил Алексей Шехин

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *